Учебник (самоучитель) по виндсерфингу

Самоучитель по виндсёрфингу от Вадима Комарова (редакция Сергея Вдовенкова) — обновленная версия.
Ссылка на оригинал surfline.ru
Теория виндсерфинга и практические советы. Многие серферы научились виндсерфингу на базе этого учебника

 Часть  1: Что это за зверь такой — виндсерфинг?
Вот он лежит на берегу, лоснясь бортами, топорщась какими-то лопастями и шелестя парусом. Сразу видно, что доска и парус это две разные детали и их можно отделить друг от друга. Парус (sail) натянут на мачту (mast). Ручка, за которую вы будете держать парус прикреплена к мачте и называется — гик (boom). В месте крепления гика к мачте привязана толстая, узловатая веревка — стартшкот, за нее вы будете на первых порах поднимать парус из воды. Приспособление, которым мачта крепится к доске называется — шарнир (mast foot), а соответствующее гнездо в доске — степс (steps).

Брайн Талма юнный

Комментарии к картинке:
1 — Брайан Талма (виндсерфер 🙂 — на нем надета трапеция (harness);
2гик (boom);
3старт шкот;
4шарнир (mast foot);
5 — часть паруса — задняя шкаторина;
6 — петли для трапеции;
7 — логотип F2 😉Брайан Талма на F2 Air с парусом Arrows Warrior.

Верхняя поверхность доски называется палубой, нижняя — днищем. Примерно посередине доски из днища на некоторых досках торчит лопасть — шверт (dagger, sword). Шверт нужен для того, чтобы идти против ветра и может убираться внутрь доски или выпускаться наружу. Для этого не нужно нырять в воду или вытаскивать доску на берег, достаточно нажать ногой на верхнюю часть шверта, выступающую над палубой.

Дора Бриа

Комментарии к картинке:
1 — Дора Бриа (виндсерфергистка 🙂 — трапеции на ней нету (harness is not there);
2гик (boom);
3старт шкот;

Передняя часть доски называется носом, а задняя кормой.
Степс всегда находится ближе к носу от шверта, а шверт, соответственно, ближе к корме от степса. (Кстати, прорезь в доске под
шверт называется швертовым колодцем). Ближе к корме из днища торчит еще одна маленькая лопасть — плавник (fin), он
будет помогать вам держать прямолинейное направление движения (курс).

Виндсерфинг разбор полета
Комментарии к картинке:
1 — часть паруса — head;
2мачта (mast), часть паруса — мачтовый карман (luff);
3 — части паруса — камберы (cambers);
4 — часть доски — нос;
5 — часть доски — палуба;
6плавник (fin);
7 — часть доски — корма;
8 — Энт Бэйкер (виндсерфер) — на нем тоже трапеция (harness);
9 — часть паруса — шкотовый угол;
10парус (честно :-);
11 — часть паруса — лата(battern).

И что же с этим делать?

Не надо стремиться сразу же броситься в бурные воды, как говорится «без руля и ветрил». Сперва вам необходимо научится готовить доску к подъему паруса, а потом и к старту. А это означает, что вы должны научиться:

  1. определять откуда ветер дует;
  2. переносить доску в сборе с парусом;
  3. забираться на доску;
  4. правильно стоять на доске;
  5. проворачивать доску до подъема паруса — в так называемое базовое положение;
  6. поднимать парус из воды;
  7. правильно стоять на доске с поднятым, но еще не наполненным парусом — положение дрейф;
  8. вращать доску на месте при поднятом парусе, в положении дрейф.

И все это без опоры на дно, только с помощью собственных сил, ветра и паруса.

Откуда ветер дует?
Для виндсерфера нет ничего важнее ветра. Он наш друг и союзник, хотя иногда и кажется, что наоборот. Парус — наш двигатель, а ветер — наше горючее. Вам не удастся сделать ничего наперекор ему, только в согласии с ним. Первое, что делает хороший виндсерфер, выходя на берег — определяет откуда дует ветер. И в дальнейшем занимается этим непрерывно, все время, пока он на воде. Ветер ощущается кожей, слюнявым пальцем, виден по ряби на воде, деревьям. С ростом опыта решение этой задачи станет привычным делом.

Как забраться?
Забираться на доску нужно всегда со стороны, противоположной той, с которой лежит парус, иначе вас может зажать между парусом и доской, брошенной случайной волной.

  1. Подплываете к доске;
  2. Кладете руки на палубу;
  3. Поднимаетесь силой рук вверх, помогая интенсивной работой
    ног, заканчивая прыжком на колени;
  4. Ловите старт-шкот;
  5. Опираясь о старт-шкот, встаете на ноги.

Стоим на доске.
Забравшись на доску, вам нужно сразу же занять устойчивое положение, предполагающее последующий подъем паруса.

  • ноги на ширине плеч, степс точно между ног — это очень важно,
    если вы сделаете не так, то при подъеме паруса доску будет закручивать, причем вы даже не сможете понять почему;
  • передняя часть стопы на осевой линии доски, ни в коем случае не
    заступайте за осевую линию на сторону паруса, это может привести к падению верхом на мачту;
  • держитесь за старт-шкот.

    Обратите внимание на то, что про положение доски относительно ветра мы пока ничего не говорили.
Ориентируем доску для подъема паруса в базовое положение.
Безопасно поднять парус можно только при положении
доски, перпендикулярном к направлению ветра, парус при этом должен находиться со стороны борта, противоположного тому, в который дует ветер (на подветренной стороне). Учитывая, что на воде исходное положение может быть каким угодно, нам придется пользоваться некоторыми приемами для разворота доски и паруса в нужное положение.

Вращение доски относительно паруса (не поднимая оного).
Стоя на доске, вы можете вращать доску относительно паруса, в определенных пределах, конечно.
Для этого нужно натягивая старт-шкот перенести вес на ту ногу, которую мы хотим, вместе с доской провернуть к парусу. Этот
прием используется в основном для поддержания перпендикулярности паруса (мачты) и доски перед и в процессе подъема паруса.

Подготовка к подъему паруса.
Итак, забравшись на доску, произвольно лежащую не воде, вы:

  • вышеописанным приемом добиваетесь перпендикулярности доски и паруса;
  • затем, натягивая старт-шкот, слегка отрываем парус от воды;
  • поддерживая перпендикулярность доски и паруса, ждете пока ветер не развернет всю систему из вас, доски и паруса в базовое положение.

Если вы все сделали правильно, через некоторое время доска сама займет положение перпендикулярное ветру, парус,
следовательно, будет ориентирован по ветру. Все, вы в базовом положении.

Поднимаем парус.
Если вы готовы поднять парус, то надо это сделать! 🙂
Тяните за старт-шкот вверх, выпрямляя ноги, используя спину и вес тела. Не тяните на себя и вниз — вы пытаетесь согнуть, сжать
мачту — не выйдет, мачта штука крепкая. Следует быть готовым к тому, что как только парус оторвется от воды его сопротивление резко уменьшиться — есть опасность упасть назад. Как только парус оторвался, дальнейший подъем осуществляется только силой рук, перебирая по старт-шкоту. Как
только добрались до передней оковки гика, переходите в положение дрейф.

Положение дрейф.
Стойка в положении дрейф отличается от всего, что вы делали до сих пор. Парус поднят и свободно полощется по ветру. Вы в связке с парусом, он — флюгер, вы — балансир оного, вместе вы вращаетесь вокруг воображаемой оси — вертикальной и проходящей через степс. Вы не мешаете ему вращаться, если хочет, переступая по окружности и сохраняя свое положение относительно паруса. На положение доски при этом внимания не обращайте. Итак, положение дрейф — это:

  • Пятки вместе, носки врозь, степс между ног;
  • Колени и локти полусогнуты;
  • Спина прямая!!!
  • Руки на гике, с двух сторон от мачты, максимально близко к мачте;
  • Балансируете парусом, пользуясь полусогнутыми руками, с целью не упасть.

Если вы все сделали правильно, то доска сама будет стремиться сохранить положение перпендикулярное ветру.

Развороты на месте
Нам остается добавить небольшой, последний штрих к нашей предстартовой подготовке — научится разворачивать доску носом в ту сторону, в которую мы хотим двигаться. Все наши предыдущие действия привели к тому, что мы стоим в положении дрейф, парус поднят и полощется по ветру, доска перпендикулярна ветру. Но нос, возможно, смотрит совсем в другую сторону. мы должны научиться разворачивать доску на месте в положении дрейф. Для этого существуют два приема, каждый рассчитан на свою силу ветра.

Слабый ветер.
Ветер стремиться удержать парус во флюгере. Опираясь о парус, как бы «зажатый» ветром во флюгере, проворачиваем доску ногами,
переступая по мере поворота, сохраняя свое положение относительно паруса.

Сильный ветер
Наклоняем мачту в плоскости тела на нос или корму. Куда наклоним то и будет разворачиваться по ветру. Сохраняя
новое положение относительно паруса, переступаем по доске по мере ее поворота
Одежда
Даже в жару, мокрому на сильном ветру легко переохладиться, причем в пылу борьбы заметить это можно не сразу. Обязательно запаситесь гидрокостюмом или хотя бы ветровкой. На первых порах не лишними будут также кеды или любая другая обувь на резиновой подошве и перчатки. При выходе на глубину непременно пользуйтесь спасательным жилетом.

Переноска виндсерфера
Несмотря на банальность задачи, не всегда сразу сообразишь с какой стороны подойти и как избежать ситуации с чемоданом без ручки. На берегу виндсерфер всегда должен лежать с парусом, ориентированным мачтой на ветер, иначе первый мало-мальски сильный порыв ветра перебросит парус. Как обычно, по закону подлости, мимо в этот момент будет кто-нибудь проходить.

Для переноски доски поставьте ее на ребро, зайдите между доской и парусом, возьмитесь одной рукой за мачту выше шарнира, другой за основание
выпущенного шверта, двигайтесь навстречу или под небольшим углом к направлению ветра. Парус должен смотреть при этом мачтой на
ветер.

Немного о падениях

Падая не отпускайте мачту и парус. Пока вы держите гик снаряжение управляемо. Парус, оставленный на произвол ветра, тем более в падении,
может наделать много бед.

Упражнения

Экстремальную ситуацию проще избежать, чем из нее выкручиваться. От того как мы организуем наши занятия будет зависеть удовольствие,
которое мы можем получить или не получить, и время которое можно потратить на бессмысленное барахтанье или использовать с пользой, планомерно приближаясь к поставленной цели.

Приступая к упражнениям, стоит наметить себе зону в прибрежной полосе — 20-30 метров в обе стороны по берегу, вдаль до глубины по грудь, и
экспериментировать на этом участке. До тех пор, пока мы не начнем устойчиво идти, а мы еще к этому не готовы, нас будет неизбежно
сносить по ветру. Заметив, что нас снесло к границе намеченной нами зоны, мы просто встаем ногами на дно и буксируем виндсерфер
в исходную точку, откуда продолжаем упражнения. Согласитесь, что лучше это делать раз в пять минут, чем выходить с виндсерфером пешком в течении нескольких часов из дальних пределов, куда мы можем попасть довольно быстро.

Самое лучшее, если вы будете заниматься с другом или подругой, тренируясь по очереди и присматривая друг за другом во время отдыха.

1. Забираемся на виндсерфер, вращаем доску относительно паруса переносом веса с ноги на ногу, пробуем сориентировать доску не опираясь
на дно из произвольного положения в положение удобное для подъема паруса (предварительно специально поставьте снаряжение в максимально неудобное для подъема паруса положение, как это обычно само собой и случается) Конечная цель — уметь занять базовое положение из произвольного в любом
случае.

2. Поднимаем парус, учимся продолжительно стоять в положении дрейф. Конечная цель — приучить вестибулярный аппарат к новым условиям, и научиться стоять в дрейфе сколь угодно долго.

3. Разворачиваемся на 360° на месте как через нос так и через корму.
Предпочтительнее пользоваться методом для сильного ветра. В очень слабый ветер метод для сильного ветра может не сработать, тогда уже деваться будет некуда и придется пользоваться методом для слабого ветра. Конечная цель — один полный разворот через нос и один полный разворот через корму обоими методами.

Правила безопасности на воде.

Помните что выходя на воду на парусной доске, вы всегда (даже в самую тихую и спокойную погоду) вступаете в единоборство со стихией, причем делаете это добровольно на свой страх и риск. Ваша жизнь и здоровье зависит от ваших действий. Даже при наличии хорошо развитой спасательной службы вы бездумными действиями, можете создать ситуацию, когда спасение станет просто невозможным. Поэтому выходя на воду, без реального плана как вернуться без посторонней помощи и как действовать при возможном изменении условий — безумие.

Профилактика (перед выходом).

Самый лучший выход из неприятных положений — это не попадать в них.
· Перед выходом убедитесь в исправности и правильной настройке оборудования (конечно для этого надо знать как оно устроено и как
его настроить).
· Пользуйтесь спасательным жилетом.
· Старайтесь правильно определить подходящие для вас погодные условия, и динамику их изменения. Проконсультируйтесь с более опытными в этом вопросе людьми.

На воде
· Рассчитывайте свои силы, возвращайтесь до того как почувствовали изнеможение.
· Не выходите в ветер дующий от берега.
· Не роняйте парус — лучше перейти в дрейф если что-то не так.
· Не падайте, лучше роняйте парус.
· Планируйте свой маршрут. Сначала, пока есть силы, выходите против ветра, с тем чтобы вернуться легким курсом по ветру.
Даже если вы не сможете идти обратно по каким-либо причинам, вас прибьет в исходную точку.
· Если не чувствуете уверенности не удаляйтесь далеко от берега — любую цель можно достичь несколькими способами.
· Падая не выпускайте из рук паруса. Если это неизбежно постарайтесь отпрыгнуть подальше от доски и паруса, но только не по ходу движения.
· Если погода изменилась или у вас кончились силы и возвращение проблематично, но вы пока еще идете — не стремитесь вернуться во что бы то не стало, доберитесь до ближайшего берега, отдохните. Возможно за это время погода улучшиться.
· Никогда не отдыхайте сидя на доске и бросив парус, не стойте долго в положении дрейф. Как только доска теряет ход, ее начинает незаметно но очень быстро сносить по ветру. Полученные силы будут израсходованы на то чтобы добраться до точки где вы начали отдыхать. Лучше пристать к ближайшему берегу, отдохнуть, согреться после чего продолжить путешествие.

Если вы попали в критическую ситуацию.

Вы в открытом море, нет сил идти ни как, что-либо в снаряжении развалилось и тому подобное.

БЕЗ ПАНИКИ! НИКОГДА НЕ БРОСАЙТЕ ДОСКУ!

(Доска утонуть не может ни при каких обстоятельствах, а вы можете)

Попробуйте целенаправленно дрейфовать к ближайшему берегу. Возможен целенаправленный дрейф в 3-х направлениях — два перпендикулярно ветру ,одно по ветру.

1. Перпендикулярно ветру:
1.1. Разверните нос в нужном направлении (с помощью техники разворота на месте).
1.2. Встаньте в положение дрейф.
1.3. Опустите в воду угол паруса (держаться можно за мачту или старт-шкот)
1.4. Доска будет медленно двигаться перпендикулярно ветру.

2. По ветру:
2.1. Встаньте в дрейф.
2.2. Разверните нос по ветру (используя технику разворота на месте).
2.3. Стойте в этом положении.

Если дрейф по каким либо причинам неприемлем (поломка паруса, нет берега ни в одном из возможных направлений дрейфа и тому подобное) частично разберите парус, используйте веревки паруса для увязки его в жгут. Расположите его вдоль
доски на корму, по возможности закрепив веревкой. Лягте на доску и носом вперед гребите руками или швертом.
Грести с не сложенным парусом возможно, если размер вашего паруса позволяет его положить на корму, в ином случае парус будет для вас хорошим плавучим якорем.

В крайнем случае, в особо жестких условиях (сильный ветер и волна) если разборка и упаковка паруса не возможна, сбросьте парус, но не оставляйте доску. Доска — наилучший спасательный плот.
Грести стоит к ближайшему берегу. В очень сильный ветер, выгребая против ветра вы можете оказаться в ситуации, когда ваши усилия не приближают вас к цели, гребите поперек ветра — лишь бы добраться до берега.

Если чувствуете, что до берега вам самостоятельно не добраться —
подавайте SOS — встаньте на доску, руки в стороны, качайте руками (конечно это имеет смысл если вы находитесь в зоне действия спасательной службы).

Добравшись до берега первым делом согрейтесь. Постарайтесь найти сухое, безветренное место, избавиться от промокшей одежды, попробуйте согреться движением. Если есть возможность рассчитывать на помощь спасательной службы,
поставьте доску или парус вертикально, оперев о камень, дерево и тому подобное так, чтобы место вашей высадки было заметно издалека.

Смена курса (руление)

Если вам удается уверенно трогаться с места и какое-то время перемещаться по прямой, то вам стоит
попробовать менять курс (направление движения). Делать это совсем просто:
· вы идете по прямой, только что стартовав перпендикулярно ветру;
· попробуйте отклонить парус, не теряя тяги вдоль осевой линии доски на корму, потом возвратить обратно, пока доска не прекратит разворот и не останется на новом курсе;
· попробуйте сделать то же самое в другую сторону, отклоняя парус на нос;
· Не увлекайтесь вам еще рано в свободный полет, 20-30 метров и в дрейф — разворот на месте.

Все очень просто, но есть некоторые тонкости, которые нельзя не учитывать. Может быть вы уже слышали раньше (выше по тексту) легкие намеки на то что ходить лучше на максимальной тяге. И дело даже не в том, что при этом достигается максимальный свист в ушах, брызги и скорость, хотя согласитесь — это приятно.

Дело в том, что у доски нет руля как такового, поворачивающее усилие (по-научному — момент) создается тем же самым парусом. Поэтому чем больше тяга
паруса, тем больше разворачивающее усилие, быстрее и легче поворот. Получается что при большей тяге парус надо отклонять значительно меньше чтобы добиться тех же результатов. А в некоторых случаях (мы о них поговорим ниже) максимальная тяга — это вообще единственный способ повернуть. Во всяком случае чем меньше тяга — тем сильнее придется отклонять парус.

Хотя на первый взгляд это и кажется баловством, но тем не менее виндсерфер является хотя и малым, но совершенно полноценным судном. Причем не
самым захудалым — мировой рекорд скорости около 95 км/ч — в хороший ветер далеко не всякая моторка сможет с вами справиться. Вы являетесь одновременно и капитаном, и матросом, и штурманом этого судна. Как капитану парусника вам пригодятся некоторые сведения о том, что ваше судно
может, а что — нет.

Для вас на воде не существует таких понятий как лево и право. Все направления отсчитываются от направления ветра. Первое что вы должны сделать выходя на воду — определить откуда дует ветер и делать это непрерывно каждое мгновение. Откуда ветер дует можно определить по деревьям, ряби на воде, облакам, почувствовать кожей, парус в положении дрейф также показывает направление ветра. Ветер штука капризная, все время меняет направление и скорость. Вы должны быть готовы в любой момент отреагировать на его изменение.

Курсы (возможные направления движения) делятся по отношению к ветру на курсы левого галса и курсы правого галса. Ветер дует в левый борт — вы
идете левым галсом, в правый — правым галсом.
Борт в который дует ветер наветренный (на ветру), другой — подветренный. Так повелось с парусных кораблей и яхт. Парусное судно с
жестко закрепленной мачтой неизбежно идет с креном (в отличии от виндсерфера который идет ровно, а открениваемся мы и парус) и
поэтому один борт выше а другой ниже. Выше — на ветру, ниже — под ветром.

Поворот в пределах 180° (не пересекая линию ветра) не меняя галса — называется смена курса.
Поворот на больший угол, с пересечением линии ветра, со сменой галса — называется разворотом или поворотом.

Русское морское парусное дело было начато Петром и в основе его лежит опыт голландцев. поэтому русская
морская парусная терминология имеет голландские корни. В дальнейшем мы будем пользоваться этой терминологией.

Так как принципиально важно наше положение относительно ветра то такие характеристики как лево и право не
годятся (они ничего не говорят о нашем и ветра взаиморасположении). Поэтому говорят:

· Повернуть носом к ветру — привестись (приводиться), идти круче против ветра, острее.
· Повернуть носом от ветра — увалиться (уваливаться), идти положе.

Названия курсов:
· Галфвинд (halfwind — пол ветра) — это наш стартовый курс (перпендикулярно ветру)
· Бейдевинд (против ветра) — курс под углом против ветра. Чем меньше угол нашим курсом и ветром, тем ост-рее мы идем к ветру
· Бакштаг (из штага в бак) — курс под углом по ветру
· Фордевинд (по ветру) — ветер точно в корму
· Положение Левентик — нос смотрит точно туда откуда ветер дует. Курсом левентик нельзя идти без весел или мотора. В этом положении можно только находиться. Впрочем снос по ветру значительно меньше чем в положении дрейф.

Таким образом галс и название курса однозначно и точно
определяют наше положение относительно ветра

Обзор

Проблема хождения против ветра является проблемой первостепенной важности. Это так же важно как дышать, потому что не умея ходить против
ветра вы не сможете вернуться. Как только вы оказываетесь на воде, вы как бы попадаете на гигантский конвейер, который незаметно но
неумолимо несет вас по ветру. Если вы не идете против ветра, значит вас сносит. Если вы идете не слишком круто против ветра — вы
остаетесь на месте и ничего не выигрываете. Не случайно запас расстояния относительно ветра называют высотой. Поэтому хитрый серфер всегда старается сразу, пока есть силы набрать высоту, с тем что бы потом спокойно «приземлиться» по ветру.
Перпендикуляр к направлению ветра, проходящий через место, куда мы собираемся вернуться можно считать нулевой высотой.

Хотя и говориться — ходить против ветра — но тем не менее «лоб в лоб» против ветра парусник идти не может. Более того существует некоторый запретный угол, курсами, лежащими в пределах этого угла вам идти не удается. Его величина зависит от многих факторов:
· конструкции доски;
· силы ветра;
· скорости движения;
· настройки паруса;
· положения паруса — его тяги;
· положения шверта.

Для современных досок, при условии что парус соответствующе настроен на текущую силу ветра и вы правильно оперируете парусом и швертом,
составляет около 45° к ветру. Это немного хуже достижений досок прадедушек, но зато внуки ходят значительно быстрее.

Если цель нашего путешествия находится выше по ветру, то в один ход нам добраться до нее не удастся. мы вынуждены идти максимально круто против ветра, периодически разворачиваться меняя галс. Это называется лавироваться или идти
в лавировку.

Техника

1. Проверьте полностью ли выпущен шверт (его вообще на доску прикрутили именно для хождения против ветра).

2. Вы должны идти на максимальной тяге. Дело в том что чем острее вы идете против ветра — тем меньше «ваш сектор газа». Если вы
достигаете максимально острого к ветру курса — «сектор газа» вообще отсутствует, сужается до одного единственного положения.

3. Со стартового курса галфвинд, разогнавшись на максимальной тяге с выпущенным швертом, перемещаем парус на корму и приводимся к ветру. Достигнув
угла около 45° к ветру, возвращаем парус обратно, до тех пор пока приведение не прекратится.

Будьте осторожны не проскочите в запретную зону. Попадание в
нее приведет к потере хода и быстрому развороту с проходом носа через линию ветра. По сценарию дальше следует падение.
Приближение к опасной ситуации можно предвидеть и соответственно избежать:
· сначала доска резко потеряет скорость;
· потом начнется заполаскивание передней (около) мачты части паруса.

Если все таки это произошло, до того как вы упадете — есть возможность исправить положение, сильно подав парус на нос и слегка отпустив от себя мачтовую руку (на нос и как бы «зачерпнуть»
парусом ветер). Доска увалится, возвращаясь на «нормальный» курс. В последствии вы научитесь не доходить до подобных ситуаций.

Идя максимально круто против ветра старайтесь балансировать на
границе запретной зоны (заполаскивание передней части паруса), приводитесь если есть возможность, уваливайтесь, если начинает полоскать.

Обзор

Ход по ветру — бакштаг и фордевинд несколько отличается от галфвинда и бейдевинда. Также как трудно было по началу понять и привыкнуть к стойке, опоре о парус, ощущению паруса при ходе против ветра, также трудно освоив, отказаться от этого. Но другого пути нет.

На бакштаге и фордевинде парус работает по-другому. Он перестает быть крылом самолета и становиться просто «куском фанеры», который мы держим в руках. Ветер просто давит в парус и толкает доску. Естественно мы уже не имеем возможности играть тягой. Единственно возможное положение паруса — оно же максимальная тяга — плоскость паруса перпендикулярна направлению ветра. Любое другое положение паруса чревато тем, что парус вырвет из рук, либо он будет сброшен в положение дрейф и нам придется начинать все сначала со стартового положения и перехода на бакштаг.

Техника
Стойка
Просто висеть на парусе мы уже не можем. Нам необходимо отойти дальше от мачты на корму и завалить парус на себя, что бы нас не «сковырнуло»
парусом вперед и мы могли выдержать всю силу ветра. Причем чем положе мы идем, чем ближе к фордевинду, тем дальше мы должны уйти назад. Насколько именно уйти зависит от силы ветра. Чем сильнее ветер, тем больше. В слабый ветер это может быть и не понадобится делать вообще.
Управление
Смена курса осуществляется также наклонами паруса, но уже не вдоль осевой линии доски, а в плоскости паруса. Наклоняем на левый борт доска идет вправо, направо — влево.

При выходе на курсы по ветру шверт необходимо убрать. На малой скорости выпущенный шверт будет тормозить движение и усложнять управление. На большой скорости доска может войти в штопор, встать на ребро и перевернуться. Парус тянет вдоль доски, боковой нагрузки от паруса нет, а шверт может создать боковое противодействие.
Практика
Настало время покинуть нашу зону занятий на мелководье. Теперь перед вами стоит более сложная задача. Так как мы договорились, что при ветре с берега (даже под углом) на воду не выходим, то варианта два:
1. ветер точно на берег (идеальная ситуация);
2. ветер под углом на берег или точно вдоль берега.

Задача: Подняться в лавировку, против ветра, потом спуститься по ветру в исходную точку.

В первом случае все просто — пока не научитесь идти против ветра, от берега отойти не удается.

Во втором — не удаляйтесь далеко от берега, пока не убедитесь, что можете свободно набирать высоту, снос полученный во время неудачных попыток компенсируйте своевременной буксировкой пешком.

Если пока не получается вернуться чистым фордевиндом, идите бакштагами в несколько галсов.
Помните вам пока нужен слабый ветер, не выходите в сильный ветер или если погода не устойчива (возможно резкое усиление ветра).

Предполагается, что смена и удержание курса уже не проблема, не говоря уже о старте и развороте на месте, вы овладели ходом против ветра в лавировку и спуском по ветру.
Разворот оверштаг (против ветра)
Возможно вы обратили внимание на то, что идя в лавировку теряется много времени и сил при развороте на месте и смене галса. Конечно же существует прием, позволяющий делать это оптимально.

Общая задача:
Повернуть с крутого бейдевинда одного галса на крутой бейдевинд другого галса по возможности без потери хода (попутно придется пересечь носом линию ветра).
Весь маневр можно разделить на две фазы:
· Фаза 1 — вход в запретную зону, приведение к линии ветра;
· Фаза 2 — уваливание на бейдевинд другого галса, выход из запретной зоны.

Пока мы рассмотрим облегченный и более медленный вариант разворота. В главе «Как достичь максимума» будет рассмотрен конечный вариант.
Фаза 1 — Приведение
· Идя в крутой бейдевинд на максимальной тяге, заваливаем парус на корму, вплоть до касания задним углом (концом гика) воды, но не сбрасывая при этом тягу. Начинаем приводится.
· Почти тут же ставим переднюю ногу перед мачтой, оставляя свой вес на согнутой задней. Переносим мачтовую руку на мачту, а гиковую в район центра
парусности, удерживаем парус наполненным, дотягивая на себя гиковой рукой. Остаемся в этом положении, пока доска доворачивается носом к линии ветра.
· При подходе к линии ветра — ВНИМАНИЕ. Как только достигните линии ветра — последнее усилие — про-талкиваем задней ногой доску под парус, проворачивая доску чуть-чуть дальше за левентик на другой галс. И тут же переносим заднюю ногу к передней перед мачтой, гиковую руку к мачте: мы
оказались в положении дрейф, чуть-чуть повернувшись на другой галс.
Фаза 2 — Уваливание
· Наклоном мачты внутрь поворота (мачту на нос и чуть-чуть под ветер) доворачиваем доску до крутого бейдевинда другого галса — проходим
запретную зону другого галса (техника разворота на месте).
· выйдя на бейдевинд другого галса стартуем.

Поворот Фордевинд (по ветру)

Смена галса, при котором доска идет по ветру и проходит через курс фордевинд, выходя на бакштаг другого галса называется поворотом фордевинд. Это
очень красивый маневр. В отличии от оверштага мы не обходим по доске вокруг паруса, а переворачивается парус. Маневр фордевинд позволяет
сменить курс не теряя скорость (оверштаг позволяет не терять высоту), поэтому небходим на маленьких скоростных бесшвертовых досках, для которых
потеря скорости означает затопление. Но и на больших, длинных досках умение делать фордевинд обычно не вредит.

Весь маневр
базируется на свойствах паруса.
Несмотря на кажущуюся простоту
конструкции, парус может выделывать
очень хитрые штуки. Возможно мы
сталкивались с этим когда учились
поднимать парус. Иногда свободно
падающий парус выписывает такие
траектории, что кажется будто в него
что-то вселилось. Поэтому при любых
операциях с парусом нет нужды
насиловать его, нужно только «спровоцировать»,
а потом сопроводить, провести его по
пути которым он сам хочет двигаться.

Хотя понятие
галса кажется неприменимым к курсу
фордевинд — ветер дует в корму а не в
борт, тем не менее парус может быть в
различных положениях на этом курсе:
Фордевинд правого галса — перешли с
бакштага правого галса и менять курс
не перебрасывая парус можем только на
бакштаг правого галса.
Фордевинд левого галса — перешли с
бакштага левого галса и менять курс не
перебрасывая парус можем только на
бакштаг левого галса.

Предполагая,
что мы начинаем маневр с галфвинда
одного галса и заканчиваем на
галфвинде другого, весь маневр можно
разделить на фазы:
· Фаза 1 — подготовка, уваливание на
бакштаг;
· Фаза 2 — начало поворота, проход линии
ветра;
· Фаза 3 — бросок паруса;
· Фаза 4 — окончание поворота,
приведение на галфвинд другого галса.

Фаза 1 —
Подготовка, уваливание на бакштаг

В начальный
момент обучения уваливание на бакштаг
и фордевинд с галфвинда может
представлять проблему.

Это связано с тем,
что на курсах галфвинд и бейдевинд
управление осуществляется наклонами
паруса вдоль осевой линии доски, в то
время как на бакштаге и фордевинде
наклонами в плоскости паруса, которая
на этих курсах близка к
перпендикулярному положению по
отношению к доске. Причем изменение в
методах управления по мере уваливания
происходит не скачкообразно, а как бы
плавно перетекает из одного в другое.

Другими словам,
для быстрого и эффективного
уваливания необходимо совмещать
завал паруса на нос с выносом мачты на
ветер (в сторону наветренного борта).
Чем положе мы идем по ветру, тем
большую роль играет вынос мачты на
наветренный борт и меньшую наклон на
нос. После выхода на бакштаг наклон на
нос вообще может выйти нам боком, так
как на бакштаге парус должен быть
наклонен на нас (читай на корму).

Поэтому при
развороте с галфвинда наклон на нос
используется только в начальный
момент для инициации уваливания после
чего он должен перейти в наклон на
наветренный борт, по мере уваливания
сопровождающийся возвратом паруса в
вертикальное положение относительно
осевой линии доски и последующим
переходом к завалу на корму.

Маневр
осуществляется намного легче при
убранном шверте.

Фаза 2 —
Начало поворота, проход линии ветра

Чем положе мы
идем по ветру, тем сильнее наклоняем
парус наружу поворота (в сторону мачты).
Нам необходимо пройти через линию
ветра на бакштаг другого галса, для
того чтобы правильно бросить парус и
не зависнуть на фордевинде в дрейфе.

Фаза 3 —
Бросок паруса

После прохода
линии ветра на бакштаг другого галса —
время перебросить парус. Плоскость
паруса перед броском должна быть
перпендикулярна ветру и слегка
завалена на вас.

1. Оттолкните от
себя парус гиковой рукой, придерживая
мачту мачтовой рукой ниже точки
крепления гика
2. Парус начнет падать поворачиваясь
вокруг мачты. Продолжайте
придерживать мачту, слегка направляя
ее к корме.
3. Казалось бы сейчас он упадет в воду.
Но нет, достигнув почти
горизонтального положения, парус
наполняется ветром снизу и начинает
вставать обратно. Наша задача
потянуть за мачту вверх и в
направлении центра поворота.
4. Сопровождаем мачту, проводя ее
внутрь поворота, ждем пока парус
поднимается обратно к вертикальному
положению.
5. Отпускаем мачту, ловим гик обеими
руками, после этого меняем положение
ног — передняя становится задней,
задняя передней.

Будьте готовы
вынести «стартовую перегрузку» в
момент когда вы возьмете гик и парус
начнет тянуть. Для этого необходимо
чтобы парус был завален на вас (на
корму). Иначе он вырвется из рук и
упадет вперед, либо свалиться в дрейф.

Фаза 4 —
Окончание поворота, приведение на
галфвинд другого галса

После броска
сильно наклоняем парус на корму,
поддерживая положение паруса,
перпендикулярное ветру. После выхода
на галфвинд возвращаем парус к носу,
переходя к обычной стойке.

Типичные
ошибки:

· При броске парус падает в воду.
Не забывайте проводить мачту внутрь
поворота, помогая парусу лучше
наполниться ветром и легче встать.

· вы зависаете на
курсе фордевинд, парус попадает в
положение дрейф, поворот превращается
в разворот на месте.
— вы не завалили мачту (парус) наружу
поворота перед броском.
— Слишком ранний бросок, доска не
прошла линию ветра.
— Отсутствует наклон паруса на корму.

· После броска не
удается поймать парус, он вырывается
из рук или, если мачту поймать все таки
удалось, сваливается в дрейф.
Соблюдайте правильное положение
доски и паруса перед броском.

Практика

На земле

Отработку
поворотов сначала попробуйте на
берегу с парусом.

Оверштаг:

· Отработайте
стойку при приведении (Фаза 1
Оверштага)
· Научитесь быстро переходить из
стойки при приведении в дрейф (к мачте
при пересечении линии ветра)

Фордевинд: 

· Отработайте
бросок паруса.

На воде

Отработку
поворотов на воде начинайте с набора
высоты!

Упражнения для
отработки поворотов на воде:

Сначала
отработайте оверштаг, как самый
жизненно необходимый маневр для
лавировки и обеспечения безопасности,
потом переходите к фордевинду

 

Вы можете не читать эту
главу сейчас или не читать вообще, если
любите доходить до всего самостоятельно,
изобретать колесо или велосипед. Вы можете
вернуться к ней когда это вам понадобиться.
В предыдущих главах изложены основные
необходимые приемы и принципы управления
парусной доской с минимумом информации о
принципах и причинах происходящего. Очень
многое осталось за кадром. Если вы изучили,
усвоили и отработали (осуществили на
практике) приемы изложенные выше, то отныне
вы в состоянии совершенствоваться
самостоятельно. Ощущение, что вы умеете все
— обманчиво. Вы сделали только первый шаг по
дороге к совершенству, недостижимому как
горизонт.

Все наши действия,
основываются на законах природы и успешны,
если мы действуем согласно ее законам.
Поэтому каждый наш шаг вперед связан с
пониманием чего-то нового об окружающем
мире. Как говорит Роби Нэш многократный
чемпион мира по виндсерфингу — «Все
маневры начинаются в голове» («All gybes
begins in a mind …»). Все происходящее
начинается с понимания и замысла, и успех
является критерием правильности понимания
и верности замысла.

Нам кажется что мы все
уже умеем, вдруг — более сильный ветер — все
изменилось, всему приходится учиться снова.
Ваш рост будет проходить через увеличение
силы ветра, скорости движения, уменьшение
размеров досок на которых вы ходите.